[ Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Общий форум » Творчество » ИСТОРИЯ ОРДЕНА ТАМПЛИЕРОВ
ИСТОРИЯ ОРДЕНА ТАМПЛИЕРОВ
ManjestikДата: Воскресенье, 09.01.2011, 09:17 | Сообщение # 1
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 21
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРДЕНА

В 1119 году в Иерусалиме "знатные люди рыцарского происхождения, преданные Богу, религиозные и богобоязненные, — рассказывал полвека спустя епископ Тирский Вильгельм, — заявили о своем желании провести всю жизнь в целомудрии, послушании и без имущества, предав себя господину Патриарху на служение по примеру регулярных каноников" . Прошло несколько лет после завоевания крестоносцами Иерусалима, в Святую Землю устремился широкий поток паломников, надо было их охранять, — и несколько рыцарей предложили взять на себя эту заботу. Это казалось им, видимо, вполне естественным. Свой орден они назвали "Нищие рыцари". Они действовали по своей воле, принимая на себя всю ответственность. Они начинали нечто совершенно нового: подобных объединений еще не бывало, ведь речь шла не о новом монашеском ордене и вообще не об организации духовенства (так что ссылка на каноников-августинианцев была весьма приблизительна). В сущности, они организовывали первую из столь обычных для мира 20 века "неправительственных некоммерческих организаций", и способы, какими они действовали, воспроизводились бесчисленное число раз: пропаганда идеи, сбор средств. Единственное, что не говорилось рыцарями вслух, но что явно понималось всеми и что составляло самую суть идеи: успешно защитить паломников может лишь частная инициатива, а не государственная власть. Что быть паломником в Средние века означало рисковать, не надеяться на защиту центрального правительства, все и так слишком хорошо знали по тысячелетнему опыту. Рыцарей было девять, но общество (и летописцы) очень быстро поняли, что двое двигали всё предприятие: Гуго де Пэн и Жофруа Сен-Омер. В отличие от 20 века, в 12 столетии не было капиталистов, которые могли бы давать пожертвования, и пожертвования собирали с аристократии. Король иерусалимский уступил рыцарям церковь в собственном дворце к югу от развалин Храма Соломонова, чтобы они могли там собираться на молитву (главный признак отличия от прочих рыцарей). "Храм" на французском "тампль", и очень быстро в Иерусалиме рыцарей стали звать "те, что у Храма", "храмовники" — "тамплиеры". Официальное же название — "Нищие рыцари" — отошло в тень. Рыцари отправились в Европу собирать деньги на свою организацию. Де Пэн и Сен-Омер объехали Францию, Испанию, Англию, Германию, Италию. Большинство людей оставалось равнодушно к их просьбым, но очень многие откликались. Церковные и светские феодалы жертвовали деньги, а чаще — доход от того или иного владения или даже то или иное владение, — кто на время, кто в постоянную собственность ордена. Десятки людей вступали в орден. Впрочем, национальное деление давало себя знать, и основная масса (более половины) жертвователей и участников были французами — как и инициаторы. Тамплиеров из Франции были сотни, из Англии — десятки.

Идею создания ордена поддержал св. Бернард Клервосский, соотечественник первых тамплиеров, сам герой частной инициативы (за четыре года до идеи де Пэна он основал монастырь, ставший ядром будущего ордена цистерцианцев). Бернард написал по просьбе де Пэна и Андре де Монтбара (с которым был в родстве) трактат "De laude novae militiae", название которого на русский правильно перевести как "Слава новому рыцарству", но хочется сохранить и при переводе латинское слово, ныне столь обрусевшее: "Слава новой милиции". Когда в 1128 г. поместный собор в Труа утверждал устав тамплиеров, сочинение Бернарда служило им идеологической программой, да и устав из 72 статей составил Бернард (а св. Джон Солсберийский посвятил всю шестую книгу своего сочинения "Поликрат" апологии нового, христианского рыцарства). Более того, Бернар предложил тамплиерам (и де Пэн принял) носить ту же одежду, что и монахи его собственного, цистерцианского ордена: белую. Только позднее тамплиеры стали нашивать на белую одежду красный крест — как и все, связанные с крестовыми походами.

Добавлено (09.01.2011, 09:02)
---------------------------------------------
Необычного в тамплиерах было то, что они совмещали монашество с войной, пожизненные обеты нищеты, послушания и безбрачия — с намерением орудовать мечами. Орден госпитальеров возник раньше — в 1070-е годы, — но воевать госпитальерам не разрешалось. Само монашество (и духовенство) не могло браться за оружие — ведь христианин не может убивать, и если возможно послабление для "обычных" христиан, то монах — "настоящий" христианин. А Бернард писал: "Солдаты Христа ... ни в малейшей степени не боятся ни того, что совершают грех, убивая врагов, ни опасности, угрожающей их собственной жизни. Ведь убить кого-либо ради Христа или желать принять смерть ради Него не только совершенно свободно от греха, но и весьма похвально и достойно" .

Конечно, Бернард не был кровожаден. Он ненавидел насилие и кровь, зло и ложь, и потому так обрадовался появлению тамплиеров, которые должны были с насилием бороться. "Новая милиция" была действительно нова относительно обычного рыцарства. Веками всадник с мечом, феодал, рыцарь, сражался за земное — ради имения, ради славы своего рода, своей нации (и это в лучшем случае, а то и просто ради наживы). "Новые рыцари" сражались за добро, ради Христа, а "если человек сражается за доброе дело, то не может сражение привести ко злу, точно так же как не может победа считаться благом, если сражение велось не за доброе дело или из дурных побуждений" . "Прежняя милиция" любила почести, деньги, красивое вооружение — "новая милиция" защищала простой народ, держала себя скромно, оборонялась от демонов молитвами и обетами, прежде всего — целомудрием. "Прежняя милиция" истребляла людей, "новая милиция" истребляла зло (на латыни у Бернара выходил каламбур: одни занимаются "гомицидом" ("человекоубийством"), другие "малицидом" ("злоубийством"). "Новая милиция" оказывалась самым совершенным и активным элементом общества, воплощением единства светского и церковного, верно служащим и Церкви в целом, и Святому Престолу. Предположение, что вовсе никакой милиции — ни пышной, ни скромной, ни женатой, ни неженатой — невозможно иметь христианам, не рассматривалось ни в 12 веке, ни много веков спустя. Главное же: очень рациональное, логичное обоснование необходимости борьбы со злом с мечом в руке не учитывало того, что мир и человек в основном иррациональны. Святой Бернард восхвалял тип "нового милиционера" за то, что "он не боится ни демона, ни рыцаря. Воистину не боится смерти тот, кто жаждет смерти". При этом святой не замечал, что "жажда смерти" — не христианская добродетель, а состояние души скорее демоническое или, во всяком случае, ненормальное. Жажда смерти не может быть разделена на жажду смерти своей или чужой, это жажда, через которую в душу входит пустота и мрак.

Первоначально тамплиеры делились на две категории: рыцари носили оружие, а служители — нет. Первые назывались "братья шевалье", вторые — "братья сержанты". К членству в орден не допускались женщины (во избежание соблазнов). Женатые рыцари в орден принимались, но они не могли носить белого одеяния. После смерти женатых тамплиеров их имущество отходило ордену, а вдове платили пенсию. Само мужнино поместье она должна была оставить, чтобы не попадаться на глаза храмовникам и, опять же, их не искушать. Первоначально в орден не принимали священников, но постепенно их стало довольно много, они образовали особый разряд членов (ибо священник все же не мог проливать кровь). Управлялся орден наподобие бенедиктинского: великому магистру принадлежала практически неограниченная власть, он созывал капитулы, назначая их членов, так что всегда мог подобрать лояльных к себе людей. Папы издали несколько булл, даровавших ордену некоторые (не слишком важные по современным меркам) привилегии. Булла 29 марта 1139 Omne datum optimum даровала им автономию от местных светских и церковных судебных властей, разрешила обращать в собственность ордена трофеи. Булла 9 января 1144 Milites Templi давала индульгенцию жертвующим на орден. Булла 7 апреля 1145 года Milicia Dei разрешила тамплиерам строить особенные, орденские церкви и устраивать в их оградах кладбища для членов ордена. Паломники, прибывавшие в Палестину, глядели на тамплиеров с восхищением и благодарностью, несколько преувеличивая значение тех, с кем непосредственно имели дело. Им казалось, что все замки в королевстве крестоносцев принадлежат либо тамплиерам, либо госпитальерам. Соответственно, и позднейшие историки часто преувеличивали значение ордена, его влияние и богатство.

Добавлено (09.01.2011, 09:03)
---------------------------------------------
Тамплиеры, хотя и взяли в руки меч, вовсе не превратились в машины для убийства. Их задачей было поддержание мира, и, по мере возможности, они исполняли свою задачу без насилия. Сейчас уже трудно вполне оценить все действия храмовников. Это тем труднее сделать, что довольно скоро те же самые власти, которые помогли ордену организоваться, стали возмущаться ими. Патриарх Иерусалимский (католический) был недоволен тем, что орден, которому он столько помог, перешел под власть Папы, — это ущемляло его достоинство. В 1153 году при осаде Аскалона великого магистра ордена обвинили в том, что он, желая занять город только силами храмовников, затруднил осаду.

Иерусалимский король Амальрик в 1165 году повесил 12 тамплиеров за сдачу арабам одной крепости близ Иерусалима. В отместку в 1168 году великий магистр ордена отказался поддержать поход на Египет, и тот захлебнулся. В 1173 году Амальрик пригласил в Иерусалим представителя ассасинов — исламского движения за освобождение Палестины, чье название во французском языке стало синонимом убийцы. Тамплиеры сумели обуздать ассасинов и даже обложили их ежегодной данью в две тысячи кусков золота; Амальрик намеревался освободить их от этой дани, — видимо, чтобы расширить свою влияние в стране. Некий тамплиер убил посла ассасинов прямо в Иерусалиме. Король арестовал убийцу, хотя великий магистр протестовал и напоминал об иммунитете, которым были наделены братья. Впрочем, Амальрик умер в 1174 году, и если он и хотел уничтожить орден, ему это не удалось. Но после его смерти архиепископ Тира Вильгельм, который оставил наиболее подробные сведения о тамплиерах, писал о них для того, чтобы очернить и добиться роспуска ордена. То была нормальная ненависть власти к независимой организации. На Третьем Латеранском соборе 1179 года Вильгельм организовал выступление против всех вообще военных орденов, но добился лишь некоторого ограничения привилегий тамплиеров. Во всяком случае, он критиковал тамплиеров не за то, что они совмещали крест и меч, а за то, что делали это независимо от епископата.

Все же у большинства христиан тамплиеры вызывали восхищение. В подражание им в 1164-1170 годах были созданы испанские ордена Калатравы, Сантьяго, Алькантары, в 1198 по их уставу был составлен устав Тевтонского ордена. Примечательно, что, хотя и в Германии, и в Испании были замки тамплиеров, предпочитали создавать новые ордена, а не присоединяться к старым: сказывалась национальная замкнутость и уже тогда осознанное понимание, что конкуренция хороша и для "неправительственных организаций". В 1160 году папа издал буллу, запрещавшую, помимо прочего, стаскивать тамплиеров с лошадей и как-либо иначе оскорблять их — и подобные буллы часто повторялась. В 1207 году папа Иннокентий III упрекал тамплиеров за то, что они каждому, кто жертвовал им в год три динария, гарантировали похороны по христианскому обряду, даже если жертвователь к моменту смерти был отлучен от Церкви. Но и тут Папу беспокоило не корыстолюбие ордена (сумма-то невелика была, да и нет ничего естественнее сбора средств на общественную организацию — правда, общественного контроля за тратами таких средств тогда не было; впрочем, и сегодня от такого контроля толку мало). Его беспокоило посягательство на власть Церкви отлучать и прощать. В 1265 г., споря с тамплиерами, папа Климент IV писал великому магистру, "Если Церковь на миг уберет руку, защищающую вас от прелатов и светских князей, вы никак не сможете устоять перед их нападками". Но убирать руку он не собирался.

Добавлено (09.01.2011, 09:07)
---------------------------------------------

ТАМПЛИЕРЫ И ИХ ФИНАНСОВАЯ ИМПЕРИЯ

Итак, в 1128 году шесть рыцарей храмовников прибывают на церковный собор в Труа, где их принимают с небывалым почетом и уважением, такая скорая популярность, по видимому была не результатом их военных подвигов, а наличием у них могущественных покровителей, например графов Шампанского и Анжуйского, но наиболее важную поддержку ордену оказал Бернард Клервосский – пожалуй самая влиятельная и уважаемая личность того времени, который являлся главой могущественнейшего цистерцианского ордена и кстати был племянником одного из девяти рыцарей основателей. На соборе в Труа орден был официально утвержден и тем же Бернардом, или по крайней мере, при его участии, был разработан его устав, за основу которого был взят устав цистерцианцев. Первоначально устав включал в себя 72 статьи и регулировал самые различные аспекты монашеской жизни и мало отличался от уставов других орденов, но включал в себя целый ряд чисто «военных» статей. Вначале он разделял братьев ордена на две категории: рыцари и сержанты, в зависимости от происхождения, но позже орден получил и своих священников. Братья ордена давали обеты целомудрия, нищеты и послушания, но следует помнить, что они были прежде всего воинами. Иерархия ордена была не простой и фактически отличалась для военного крыла ордена находившегося на Востоке и для тамплиеров находившихся на Западе. Главной фигурой был великий магистр, который, как правило находился в штаб-квартире ордена в Иерусалиме, его выбирало специальное собрание ордена – конвент, за ним по иерархической лестнице находились великий сенешаль, великий маршал и командоры крупнейших крепостей на Востоке, в Европе же которая была поделена на орденские провинции, власть принадлежала региональным магистрам, и хотя они напрямую подчинялись великому магистру, позже была введена и новая должность великого визитатора (надсмотрщика) ордена, который являлся как бы прямым представителем великого магистра в Европе. Через некоторое время после собора в Труа орден получил и свой отличительный знак- красный крест на белом поле, как символ чистоты и веры, и вскоре белые с крестом плащи храмовников начали внушать ужас противникам на востоке, и вызывать зависть и уважения на Западе. Так, был основан орден, о котором написаны тонны книг и статей, повествующих о его безмерном богатстве и влиянии, о его таинственной гибели и о его не найденных сокровищах. Давайте попробуем разобраться, был ли орден богат, как формировалась его финансовая империя, и были ли у него несметные сокровища...

Тамплиеры, присутствующие на соборе в Труа не сразу вернулись в Иерусалим, они разъехались по всей Европе, организовывая отделения ордена и принимая многочисленные пожертвования на нужды ордена. Но пожертвования ордену были не только денежные, еще до собора в Труа орден начали одаривать и землями. Среди первых дарителей ордена крупнейшие феодалы Европы: королева Португалии, граф Шампани, французский король, граф Барселоны. Однако храмовники совсем не монополисты, идея пожертвований различным рыцарским орденам захватывает Европу, не менее щедрые дары получают и их вечные друзья-соперники госпитальеры, а в Испании, которая занята борьбой с маврами – реконкистой, учреждаются и собственные ордена – такие как Калатрава, Сантьяго ди Компостела и они также получают многочисленные владения от местных правителей. Пожалуй, самое крупное пожертвования орденам пытался сделать король Арагона Альфонс, который завещал свое королевства трем орденам, но наследники оспорили это завещание, и тамплиерам пришлось отказаться от своих претензий, правда, совсем не бескорыстно, они получили взамен многочисленные привилегии и земли.

Добавлено (09.01.2011, 09:08)
---------------------------------------------
Католические иерархи также не остаются в стороне, европейские прелаты передают храмовникам земли, церкви, права сбора десятины. Идея пожертвований орденам весьма популярна и у более низких классов: купцы и ремесленники передают ордену дома, лавки, части угодий, мы можем встретить среди пожертвований, например право использовать сено с какого то луга, часть болота, амбар, скот, лошадей…. Пожертвования ордену считались очень богоугодным делом, к тому же важному дарителю оказывалась не малая честь быть похороненным на орденском кладбище. Из таких вот пожертвований первоначально и складывалась основная экономическая единица ордена – командорство. Орден всегда нуждался в деньгах , ведь содержание боеспособных войск и многочисленных замков на святой земле стоило фантастических денег, но единственным источником дохода для тамплиеров на Востоке были военные трофеи и контрибуции, а их катастрофически не хватало. Таким образом, для финансовой поддержки своих войск на Востоке тамплиеры начали создавать в Европе, по сути, международную корпорацию. Хронист Матвей Парижский оценивает количество командорств ордена в 9000, однако эта цифра более чем сомнительна, вероятнее всего стоит говорить о 800-900 командорствах во всей Европе. Их распределение было не равномерным, орден совсем не был таким интернациональным как это принято считать, и львиная их доля приходилась на территорию современной Франции. Вначале, как правило, это были типично сельские хозяйства, где находилось несколько братьев ордена, управлявших полученной в дар собственностью, которая в основном сдавалась в аренду. Позже когда храмовники начали активно продавать и обменивать свои владения они получили финансовую возможность основывать командорства там, где в этом была необходимость. А необходимость была, причем она исходила из самой главной, первичной задачи ордена – охране паломников. После основания государств, входивших в Иерусалимское королевство, паломничество сделалось делом от части обыденным, тысячи и тысячи людей пускались в такие, очень дорогостоящие и долгие путешествия, причем не всегда вполне добровольно, паломничество также было необходимым атрибутом покаяния и примирения с церковью для многих еретиков. Однако такое предприятие было далеко не безопасным, и кто как не тамплиеры могли помочь паломникам в таких путешествиях, что они и делали, причем не совсем бескорыстно. Основных путей паломников было несколько: те кто направлялись в Иерусалим следовали из центральной Франции в порты Марселя, Пизы или Генуи или пересекали Италию и отправлялись из Бари или Бриндизи в Апулии, те же кто следовал в Испанию- в Сантьяго Ди Компостелла направлялись через Прованс и Лангедок. Правильно будет сказать, что по сути пути паломников совпадали с основными торговыми путями того времени и именно на всей протяженности этих путей тамплиеры начали основывать свои командорства. Особенное развитие получили командорства ордена располагавшиеся в крупных городах, это было связано не только с тем что в этих городах у тамплиеров была значительная собственность, но и с тем что внутри высоких крепостных стен паломники, да и сами тамплиеры были в большей безопасности. Там где не было возможности создать командорства внутри крепостных стен, орден создавал укрепленные командорства вдоль дорог, располагавшиеся друг от друга на расстоянии одного дневного перехода, но не стоит особенно доверять авторам пишущим о многочисленных замках тамплиеров, ведь орден не имел гарнизонов в Европе и они спасали лишь от малочисленных бандитских шаек.

Создав эту сеть командорств, тамплиеры смогли предоставить паломникам очень много: это не только ссуда на осуществление паломничества и относительная безопасность для них лично, но и сохранность их имущества на время их путешествия. Очень скоро кредит под залог земель, а скорее передача их храмовникам в трастовое управление стало очень популярным способом найти средства на путешествие к Святым местам. Таким образом, орден и стал осуществлять финансовую деятельность.

Индивидуально тамплиеры были весьма добропорядочными финансистами и не желали наживы путем обмана, да это им было и не нужно, они были не просто банкирами, но и монахами, и они не имели личного имущества – все принадлежало ордену. Кроме того, разработчики устава тамплиеров учли тот самый «человеческий фактор» и поэтому статьи устава об отношениях братьев ордена с деньгами были более чем суровы. Рядовому рыцарю или сержанту запрещалось иметь любые денежные средства без особого разрешения, а если, например после смерти храмовника находили спрятанные им деньги или другие доказательства его финансовой нечистоплотности, то устав предписывал не читать над ним молитв, не хоронить в освященной земле а «похоронить как раба», если же после смерти в подобных преступлениях уличали магистра, то устав предписывал «поступить с ним также и еще хуже».

Добавлено (09.01.2011, 09:10)
---------------------------------------------
Безусловно, тамплиеры сами ничего не изобретали, но те особые условия в которых существовал орден, позволял использовать банковские и финансовые «ноу хау» той эпохи в полном объеме, а со временем и модифицировать их. Эти особые условия были весьма разнообразны, и совсем не всегда играли положительную роль в развитии их финансовой системы, так главной проблемой ордена было то, что орден просто не мог заниматься ростовщической деятельностью, которую сурово осуждала католическая церковь, да и само общество. Но тамплиеры нашли выход, чистая прибыль от полученной операции пряталась, и формально мы не можем говорить о том, что они получали ссудный процент. Первые документы о финансовых операциях относятся уже к 1135 году, и повествуют о ссуде для четы паломников отправлявшихся в Иерусалим, там мы не находим никакого определенного процента – после их возращения тамплиеры получали назад ту же сумму, но есть весьма важное обстоятельство: в течении всего времени их паломничества орден получал все бенефиции с их владений, а паломничество было делом совсем не одного года. Со временем такая форма займа станет обычной для ордена, но как быть с теми чьи владения не привлекали орден в смысле извлечения прибыли? Для них существовала еще более простая схема: в документах изначально проставлялась большая сумма займа чем получал кредитополучатель, при этом был обязателен залог, например в виде драгоценностей, которые отдавались на хранение ордену, так даже король Англии Иоанн II когда получал у ордена заем в 3000 марок был вынужден заложить ордену золото на ту же сумму. Естественно ставки такого скрытого кредитования не афишировались но некоторые историки считают что она была более чем скромной по тем временам – 12 % годовых, это при том что те же знаменитые ломбардцы требовали 24%. Конечно возникает вопрос: а как же ломбардцы не разорились имея таких демпинговых конкурентов?, но здесь все просто: опасаясь обвинений в ростовщичестве, тамплиеры предпочитали иметь дело только с теми кто избирал, или кого заставили избрать путь паломничества, но такой клиентуры у храмовников хватало. Позже орден станет намного более неразборчивым в средствах, и мы можем встретить ссуды простым людям и феодалам не связанные с опасными и долгими путешествиями к Святым местам, но и здесь мы не встретим прямого указания на процент по кредиту, со временем это будет скрываться за дарами ордену, которые делал кредитополучатель

Добавлено (09.01.2011, 09:11)
---------------------------------------------
Утрата крестоносцами Иерусалима и многих земель в 1187 году, а следовательно, и существенное сокращения паломничества и как следствие доходов, заставляют тамплиеров сделать свою финансовую деятельность более эффективной. Коммандорства начинают осуществлять полноценную банковскую деятельность, выдают займы, служат гарантами финансовых операций, принимают ценности на хранения, осуществляют то, что мы бы сейчас назвали денежными переводами. На каждого обратившемуся к услугам ордена заводился текущий счет и таким образом паломник или купец внеся определенную сумму например в командорстве в Нормандии мог ее получить в одном из замков Востока, причем тамплиеры осуществляли и услуги по конвертации в необходимую клиенту денежную единицу. Естественно такая форма была очень выгодна и безопасна для клиентов тамплиеров, так как при нем во время путешествия не было денег, а было лишь заемное письмо. По видимому, тамплиеры шифровали такие письма и казначей командорства безошибочно определял его подлинность, но о методах шифровки ничего достоверно не известно. Храмовники осуществляли и безналичные расчеты между своими клиентами, ведь для этого было достаточно просто сделать запись в своих книгах. Они даже оказывали услуги по аудиту и надзору за поступлением средств клиенту по определенным контрактам. Современники были правы, когда говорили, что бухгалтерских книг в командорствах гораздо больше чем духовных. Тамплиеры быстро поняли один из основных принципов итальянских банкиров – деньги должны всегда находится в движении, впрочем историки подозревают один из творцов финансовой империи тамплиеров – брат Эсташ, ставший в 1165 году финансовым советником французского короля Людовика VII и сам был ломбардцем. Цепь командорств, расположенных по всем важнейшим путям позволяла ордену оказывать и смежные услуги, например по доставке срочной корреспонденции, тамплиеры даже показали своеобразный рекорд – письмо из Акры было доставлено в Лондон всего за 13 недель, в те времена, когда корреспонденция шла годами это невиданный рекорд скорости. Создание финансовой корпорации привело и к созданию крупных финансовых центров ордена в Ла Рошели, Генуи, Лондоне, но главным финансовым центром тамплиеров был замок Тампль в Париже. Эта было крупнейшее командорство ордена в Европе, резиденция магистра Франции, занимавшее площадь более 6 гектаров, с огромной башней-донжоном, где хранились средства ордена и окруженное мощной стеной в которой были сделаны специальные окна через которые многочисленные кассиры ордена получали или передавали денежные средства, ссуды, векселя и заемные письма.

Добавлено (09.01.2011, 09:12)
---------------------------------------------
Важным экономическим преимуществом ордена было и то, что орден имел большое количество привилегий дарованных ордену светскими и духовными властителями Европы. Первые буллы римских пап, даровавшие привилегии ордену датированы уже 1139 годом, а в последующем было издано еще около двух десятков таких папских булл. Власть папы была совсем не так абсолютна, как это принято считать, и поэтому привилегии данные ордену неоднократно подтверждались в последующем, так, мы можем найти положения, которые подтверждались различными папами по пять – шесть раз, и в каждом из которых звучит угроза отлучения от церкви для тех, кто их ослушается. Эти привилегии многое давали ордену. Булла 1144 года отпускала грехи жертвующим ордену, что безусловно увеличило их количество. Булла 1145 года разрешила тамплиерам строить свои часовни и кладбища, так тамплиеры получили собственных прихожан, что разумеется приносило им новые доходы. Важным было и то, что орден был освобожден от церковных налогов – на землях тамплиеров не могла собираться десятина. Была даже издана булла разрешавшая тамплиерам собирать раз в год пожертвования в любой христианской церкви Европы, и тамплиеры не замедлили ей воспользоваться, разъезжая от церкви к церкви, от прихода к приходу. Но и светские правители тоже не остались в стороне, торговые, налоговые и таможенные привилегии давались ордену всеми феодалами Европы. В некоторых областях тамплиеры имели монопольные права на определенную деятельность, например крупнейшее командорство Ла-Рошель имело монопольное право на поставку анжуйского вина в Англию из порта этого города, а ведь это было главным экспортным продуктом того региона, и как и сейчас это было баснословно прибыльным занятием. Наличие в конкретном регионе большого числа различных льгот полученных от духовных и светских властей привело к такому явлению, которое сейчас мы называем оффшором. Купцы и ремесленники пользовались привилегиями, вступая в орден не в качестве братьев, а в качестве вольных слуг ордена, хотя не всегда это проходило гладко, и мы можем встретить в архивах большое число материалов по судебным тяжбам между орденом и местными властями.

Добавлено (09.01.2011, 09:12)
---------------------------------------------
Говорить о том, что орден играл одну из главных ролей в европейской политике, было бы крайне неверно, монархи Англии, Германии и Франции, зачастую относились к нему без всякого пиетета. История сохранила для нас примеры, когда эти монархи, зачастую просто назначали магистров из своих приближенных, и конвент был вынужден с этим смирятся, когда они по существу грабили храмовников, и публично уничижали их магистра, хотя тот по положению, был равен принцу крови. Мы знаем и то, что например германский император Фридрих II, так вообще выгнал тамплиеров из своих владений передав значительную их часть тевтонским рыцарям. Однако нельзя отрицать тот факт, что тамплиеры были крупными игроками финансовом рынке средневековой Европы. Уже в 1160 году, тамплиеры, выступают гарантами брачного договора между детьми Генриха II и Людовика VII, и под их ответственность передаются три французских замка, включая знаменитый Жизор. Позже, они становятся кредиторами королей Англии, Франции и самого римского папы. Но с начала XIII века у ордена появляется и еще одна функция – они становятся казначеями королей. Так в 1204 году, казначеем короля Франции Филиппа Августа становится брат Эймар, в 1263 году казначеем Людовика IX становится тамплиер Амори де Ла Рош. Король Филипп IV попытался уйти от этой традиции и по образцу банка тамплиеров создал в 1295 году «казну Лувра», но потерпел в этом полную неудачу, и с 1303 года управление королевской казной вновь находилось у храмовников. Тамплиеры скорее работали с документами, а не с деньгами, но даже сама казна французского короля находилась в башне парижского Тампля, хоть и прямой доступ к ней храмовники не имели – комнаты были опечатаны, и входить туда могли только представители короля. Стоит упомянуть и о том, что тамплиеры представляли услуги и по сбору налогов. Они собирали прямые и экстраординарные налоги и сопровождали полученные суммы в Париж, они откупали право сбора налогов у короля и других феодалов, они собирали налоги для самого папы, например введенный специальный налог для финансирования крестовых походов. Не стоит думать, что они злоупотребляли доверием королей, ведь если бы тамплиеров можно было обвинить в казнокрадстве, эти бы обвинения обязательно бы прозвучали в ходе процесса. Они вели дела как типичная международная финансовая корпорация которая пытается получить прибыль везде где ее можно получить, но они как и все другие корпорации имели и схожие проблемы, даже злостные неплатежи, но тогда на их стороне была тяжелая артиллерия, известна например булла папы Луция III, где он обращаясь к епископам юга Франции, требует вернуть храмовникам долги в течение одного месяца.

Добавлено (09.01.2011, 09:14)
---------------------------------------------
Дабы не вводить читателя в заблуждение стоит отметить, что все описанные финансовые схемы в полной мере относятся к территориям современных Франции и Бельгии, лишь отчасти к Англии и Италии, но нет оснований говорить о том , что храмовникам удалось построить финансовые структуры на том же уровне в Испании или Португалии, где тамплиеры больше занимались войной чем финансами, и безусловно это не относится к Германии или Венгрии где присутствие ордена было незначительным. Несомненно, тамплиеры были богаты в пору своего расцвета, и даже очень богаты, но стоит отметить один очень важный нюанс, при всем при том, они не были богатейшими в Европе, ведь те же льготы, привилегии, дарения имели те же госпитальеры, которые были скорее богаче тамплиеров, безусловно, как и располагавшие огромным государством тевтоны, и уж никаким образом, орден тамплиеров не мог конкурировать по богатству с некоторыми чисто монашескими орденами, например с цистерцианцами.

Как это не странно, но при том, что тамплиеры славились как финансисты и банкиры, со второй половины XII века общая репутация ордена постоянно ухудшалась. Прежде всего, это зависело от событий происходивших на Святой Земле, там тамплиеры располагали двумя десятками мощных замков с гарнизонами и армией в размере около 300 рыцарей и несколькими тысячами сержантов, в условиях, когда объединенная армия Иерусалимского короля редко когда превышала 1000 рыцарей, они были грозной и влиятельной силой. Орден часто пытался следовать собственной политике, и очень часто это политика шла в разрез с интересами крестоносных государств и других орденов. В истории ордена много славных побед, но достаточно и поражений и позорных капитуляций. Храмовники сознательно срывали дипломатические договоренности, активно участвовали в междоусобной войне между местными феодалами, принимали участие в столкновениях между итальянскими городами-республиками, дело даже доходило до кровавых схваток с орденом госпитальеров. Очень часто современники подозревали орден в стяжательстве и неумной жажде наживы, так когда в 1187 году пал Иерусалим, великим Саладдином были предложены очень льготные условия выкупа паломников и жителей, находившихся в городе, но орден созданный как раз для их охраны и имевший для этого средства не дал ни гроша, и 16 000 христиан были уведены в рабство. Жак де Витри, епископ Акры и хронист того периода, упоминает случай, когда тамплиеры дали защиту одному влиятельному арабскому властителю, который даже выразил желание принять христианство, но затем, продали его противникам, и он был казнен.

Добавлено (09.01.2011, 09:14)
---------------------------------------------
В 1199 году они отказались вернуть положенные на хранения средства епископа Сидона, за что тот даже предал анафеме весь орден, и хотя папа потом отстранил этого епископа от сана, этот скандал наделал много шума. Естественно, эти события доходили до Европы, папа Иннокентий III даже писал великому магистру ордена: « Преступления твоих братьев нас чрезвычайно огорчают,…их одежды чистое лицемерие…» Огромным ударом по репутации ордена была потеря Иерусалима, где находилась их резиденция. Отметим также, и зловещую роль магистра ордена Жерара де Ридфора, в предшествующей этому событию битве при Хаттине, которая решила судьбу Иерусалима, и в которой погибли все тамплиеры. После переноса своей резиденции в Акру, орден продолжал играть огромную роль на Ближнем востоке, он активно участвовал в новых крестовых походах, но из за полной несогласованности среди вождей крестоносцев, эти походы оканчивались либо ничем, либо полной катастрофой. Иерусалимское латинское королевство было обречено, в конце XIII века силы арабов были наконец то объединены под властью султана Бейбарса, и в течении последующих 25 лет остатки крестоносных государств были уничтожены. Последний акт этой драмы наступил в 1291 году, когда после героического сопротивления стоившем жизни всем его защитникам, пал последний оплот крестоносцев город Акра. Резиденция ордена была перенесена на Кипр, но в отличии от госпитальеров, которые позже захватили остров Родос и стойко его защищали в течении двухсот лет, тамплиеры остались не у дел. Единственная военная операция ордена после падения Акры это захват маленького и никому не нужного островка Руад, судя по всему, это была просто пиар-акция, что бы показать, что орден находится ближе всех к Иерусалиму, но вскоре храмовники покинули и его. Вполне возможно, что орден задумывал перенести свою штаб-квартиру в Париж, но и в Европе его репутация была очень низка.

Добавлено (09.01.2011, 09:14)
---------------------------------------------
Европа была прекрасно осведомлена о часто неприглядной деятельности ордена на востоке, но как это обычно бывает, они еще обрастали слухами, говорили, что орден специально сдал Иерусалим мусульманам, винили его в неудачах крестовых походов и даже обвиняли в вероотступничестве. Особенно ополчилось на него европейское духовенство, ведь у него на это были и свои причины- тамплиеры были их прямыми экономическими конкурентами. В европейских архивах сохранилось значительное количество документы о постоянных тяжбах между орденом и епископальными властями


 
SeRhiY911Дата: Понедельник, 10.01.2011, 02:32 | Сообщение # 2
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 288
Награды: 7
Репутация: 7
Статус: Offline
Дим большой тебе +++
молодец) спасиб за инфо) happy



 
SeRhiY911Дата: Пятница, 11.02.2011, 23:37 | Сообщение # 3
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 288
Награды: 7
Репутация: 7
Статус: Offline
Великие магистры ордена тамплиеров
Гуго де Пейн (1119 — 24 мая 1136)
Робер де Краон (июнь 1137 — 13 января 1149)
Эврар де Бар (1149—1152)
Бернард де Тремеле (июнь 1152 — 16 августа 1153)
Андре де Монбар (1153—1156)
Бертран де Бланфор (1156—1169)
Филипп Наблусский (август 1169 — апрель 1171)
Одо де Сент-Аман (1171 — 8 октября 1179)
Арно де ла Турружский (1180 — 30 сентября 1184)
Жерар де Ридфор (1185 — 4 октября 1189)
Робер де Сабле (1191 — 23 сентября 1193)
Жильбер Эраль (1194—1200)
Филипп де Плессье (1200 — ноябрь 1209)
Гильом де Шартр (1209 — 26 августа 1219)
Пьер де Монтегю (1219 — 28 января 1232)
Арман де Перигор (1232 — 17 октября 1244)
Ричард де Бур (1244 — 9 мая 1247)
Гийом де Соннак (1247 — 11 февраля 1250)
Рено де Вишье (1250 — 20 января 1256)
Тома Берар (1256 — 25 марта 1273)
Гийом де Боже (13 мая 1273 — май 1291)
Тибо Годен (август 1291—1293)
Жак де Моле (1293 — 13 октября 1307)





Сообщение отредактировал SeRhiY911 - Пятница, 11.02.2011, 23:38
 
SeRhiY911Дата: Пятница, 11.02.2011, 23:39 | Сообщение # 4
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 288
Награды: 7
Репутация: 7
Статус: Offline
Остров тамплиеров?

В книге двух историков - датчанина Эрлига Хаарлинга и англичанина Генри Линкольна - "Тайный остров тамплиеров" доказывается, что сокровища уничтоженного в XIII веке ордена рыцарей-храмовников, в том числе легендарные Чаша Грааля и ковчег Завета, спрятаны не в Эфиопии, Испании, Канаде или шотландском Росслине, как полагали раньше, а на маленьком балтийском острове Борнхольм, где живет сейчас около 45 тысяч человек.

В качестве доказательства, пишет Reuters, историки обращают внимание на то, что средневековые храмы острова построены в соответствии со "священной геометрией" тамплиеров, которые строили таким образом храмы по всей Европе (самый известный из них - Реннэ-ле-Шато на юге Франции).

Историки уверены, что в геометрии соборов зашифрован ключ, позволяющий при тщательном изучении определить место, где спрятаны сокровища.

Кроме того, историки напоминают, что датский архиепископ Эскиль посетил Великого Магистра тамплиеров Бертрана де Бланшфора в 1162 году. Считалось, что они обсуждали будущее участие храмовников в крещении балтийских язычников - эстонцев, латышей. Возможно, однако, что в ходе этой встречи обсуждалась и возможность переноса в безопасное место разросшихся сокровищ тамплиеров.

Тамплиеры участовали в крещении "огнем и мечом" северных балтийских народов и возвели на Борнхольме соборы; авторы книги уверены, что в этих соборах и следует искать таинственный Святой Грааль, столетия уже не дающий покоя любителям мистики и конспирологии.



 
Форум » Общий форум » Творчество » ИСТОРИЯ ОРДЕНА ТАМПЛИЕРОВ
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Сайт клана Тамплиеры © 2024